Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) Анвар Шамузафаров назвал одной из главнейших задач системы подготовки кадров возрождение и восстановление в былом статусе специальности "архитектор-градостроитель", а также повышение роли и ответственности главных архитекторов и главных инженеров (ГАПов и ГИПов).
Только настоящие профессионалы-градостроители сумеют определить гармоничные и стратегически выверенные направления развития городов и их систем жизнеобеспечения, а также начать возрождение сети малых населенных пунктов по всей стране, уверен Анвар Шамузафаров. А повышение ответственности главных инженеров поможет сформировать пул "супер-ГИПов" - специалистов экстра-класса, которые смогут браться за обоснование уникальных инженерно-технических решений при строительстве – тех, которые выходят за рамки действующих нормативов.
"При проектировании гражданских объектов роль ГАПа трудно переоценить, - отмечает вице-президент НОПРИЗ Алексей Воронцов. - Он первопроходец, за его решениями уже следуют главные инженеры. Конечно, чтобы у нас появлялись грамотные главные архитекторы, их нужно воспитывать". По словам Алексея Воронцова, сегодня, окончив профильный вуз и отработав три года, молодой специалист уже может претендовать на то, чтобы быть ГАПом – но чтобы подтвердить свою квалификацию, ему необходимо пройти независимую оценку квалификации (НОК: 150 теоретических вопросов и защита портфолио). С точки зрения Алексея Воронцова, это серьезный экзамен, который действительно позволяет выбрать достойных.
Важно, что НОК проводится на основании профессиональных стандартов, в разработке которых сегодня принимает участие профессиональное сообщество архитекторов и проектировщиков.
"С 1 сентября 2026 года в вузах страны отменяется бакалавриат, и мы возвращаемся к специалитету, – напоминает вице-президент НОПРИЗ Азарий Лапидус. - Работникам высшей школы предстоит большая работа по адаптации учебных программ, и в этом деле колоссальную роль сыграют профстандарты: именно на их базе и будут готовиться обновленные учебные программы для обучения молодых специалистов на уровне, отвечающем всем современным вызовам".
В 2024 году была утверждена концепция подготовки кадров для строительной отрасли до 2035 года. 10 февраля вице-премьер Правительства РФ Марат Хуснуллин утвердил план реализации этой концепции – дорожную карту из ряда мероприятий, в число которых входит подготовка предложений об актуализации действующих и разработке новых профессиональных стандартов. "Эти предложения связаны с внедрением в сферу профессионального образования наиболее востребованных современных компетенций, связанных с "зеленым" строительством, повышением производительности труда, цифровизацией", - уточняет руководитель Центра компетенций образовательной деятельности Минстроя России Ирина Минина.
Согласно прогнозу Минтруда РФ, до 2030 года для строительного комплекса необходимо будет подготовить порядка 400 тысяч специалистов. Даная задача ложится на действующую систему подготовки кадров в строительстве по 12 укрупненным группам специальностей в среднем образовании и по 17 группам – в высшем. В состав системы входят около 1500 колледжей, ежегодно выпускающих примерно 117 тысяч молодых мастеров, и 270 вузов (40 тысяч молодых специалистов каждый год).
Эти цифры выглядели бы вполне обнадеживающе, если бы не еще одна: больше половины выпускников профильных учебных заведений идут трудиться не в проектирование и строительство, а совсем в другие направления, что делает необходимой постоянную работу по повышению престижа строительных профессий среди молодежи.
По материалам asonsk.ru
Только настоящие профессионалы-градостроители сумеют определить гармоничные и стратегически выверенные направления развития городов и их систем жизнеобеспечения, а также начать возрождение сети малых населенных пунктов по всей стране, уверен Анвар Шамузафаров. А повышение ответственности главных инженеров поможет сформировать пул "супер-ГИПов" - специалистов экстра-класса, которые смогут браться за обоснование уникальных инженерно-технических решений при строительстве – тех, которые выходят за рамки действующих нормативов.
"При проектировании гражданских объектов роль ГАПа трудно переоценить, - отмечает вице-президент НОПРИЗ Алексей Воронцов. - Он первопроходец, за его решениями уже следуют главные инженеры. Конечно, чтобы у нас появлялись грамотные главные архитекторы, их нужно воспитывать". По словам Алексея Воронцова, сегодня, окончив профильный вуз и отработав три года, молодой специалист уже может претендовать на то, чтобы быть ГАПом – но чтобы подтвердить свою квалификацию, ему необходимо пройти независимую оценку квалификации (НОК: 150 теоретических вопросов и защита портфолио). С точки зрения Алексея Воронцова, это серьезный экзамен, который действительно позволяет выбрать достойных.
Важно, что НОК проводится на основании профессиональных стандартов, в разработке которых сегодня принимает участие профессиональное сообщество архитекторов и проектировщиков.
"С 1 сентября 2026 года в вузах страны отменяется бакалавриат, и мы возвращаемся к специалитету, – напоминает вице-президент НОПРИЗ Азарий Лапидус. - Работникам высшей школы предстоит большая работа по адаптации учебных программ, и в этом деле колоссальную роль сыграют профстандарты: именно на их базе и будут готовиться обновленные учебные программы для обучения молодых специалистов на уровне, отвечающем всем современным вызовам".
В 2024 году была утверждена концепция подготовки кадров для строительной отрасли до 2035 года. 10 февраля вице-премьер Правительства РФ Марат Хуснуллин утвердил план реализации этой концепции – дорожную карту из ряда мероприятий, в число которых входит подготовка предложений об актуализации действующих и разработке новых профессиональных стандартов. "Эти предложения связаны с внедрением в сферу профессионального образования наиболее востребованных современных компетенций, связанных с "зеленым" строительством, повышением производительности труда, цифровизацией", - уточняет руководитель Центра компетенций образовательной деятельности Минстроя России Ирина Минина.
Согласно прогнозу Минтруда РФ, до 2030 года для строительного комплекса необходимо будет подготовить порядка 400 тысяч специалистов. Даная задача ложится на действующую систему подготовки кадров в строительстве по 12 укрупненным группам специальностей в среднем образовании и по 17 группам – в высшем. В состав системы входят около 1500 колледжей, ежегодно выпускающих примерно 117 тысяч молодых мастеров, и 270 вузов (40 тысяч молодых специалистов каждый год).
Эти цифры выглядели бы вполне обнадеживающе, если бы не еще одна: больше половины выпускников профильных учебных заведений идут трудиться не в проектирование и строительство, а совсем в другие направления, что делает необходимой постоянную работу по повышению престижа строительных профессий среди молодежи.
По материалам asonsk.ru